TMT Conference, «Телеспутник» и TelecomDaily провели 26 мая онлайн-конференцию «Digital Remote Office: цифровые платформы и сервисы для дистанционной работы». Конференция, собравшая представителей крупнейших компаний и экспертов ИКТ-индустрии, показала, что бизнес сумел адаптироваться к работе в условиях форс-мажора, когда преобладающая часть коллективов была переведена на дистанционный режим. Многие компании продолжат использовать удаленный труд и после снятия ограничений.

«ВСЕМИ СИЛАМИ СОХРАНИТЬ ЛЮДЕЙ»

Первая сессия «Дистанционная работа до, в процессе и после коронавирусной пандемии в фактах, цифрах и прогнозах» была посвящена успешным практикам перевода сотрудников в домашние офисы и их влиянию на эффективность бизнеса. По словам директора департамента специальных проектов hh.ru Виталия Терентьева, недавние опросы работодателей показали, что продуктивность большинства их сотрудников на «удаленке» не изменилась и даже немного выросла.

Аналогичные оценки привел и генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. Проведенный агентством опрос выявил, что на удаленную работу из-за пандемии перешло 77% сотрудников, а в офисе или непосредственно на предприятии продолжают работать менее четверти. Почти половина опрошенных заявили, что их эффективность в новом формате не изменилась, а 19,5% считают, что работают более эффективно.

В «Ростелекоме» более 60% сотрудников работают удаленно из дома, следует из слов старшего вице-президента по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилла Меньшова. «Наши текущие цифры — около 80 тыс. сотрудников на “удаленке” и около 45 тыс. подключаются к инфраструктуре одновременно из дома», — сообщил он. По данным «Ростелекома», всего в компании работает 130 тыс. человек.

Как сообщил Кирилл Меньшов, оператор уже был во многом готов к переводу сотрудников на новый режим до введения ограничений. Компания заранее разработала нормативную базу, регламентирующую работу удаленных сотрудников. К моменту объявления режима самоизоляции была также развернута инфраструктура для дистанционной работы на 50 тыс. пользователей.

«Мы находились в состоянии, когда семья птиц готовит птенчика [к выходу из гнезда], а он вниз не прыгает. Зачем? Надо ведь чему-то учиться, настраивать свой компьютер, менять бизнес-процессы, к которым многие прикипели и не хотели их менять. Многие команды ИТ-службы работали удаленно, но организация в целом — нет. Мы получили толчок и множество птенчиков, у которых крылья давно были, полетели вперед», — поделился Кирилл Меньшов.

Директор по цифровизации бизнеса «МегаФона» Владимир Гваришвили рассказал, что оператор перевел на работу из дома более 50% сотрудников из общего штата в 30 тыс. человек, в то же время в «полевых» условиях работают технические подразделения, отвечающие за работоспособность сети. «Мы не Google и не Microsoft, не находимся на передовой в вопросе удаленной работы, но и не отстаем от них. Сложностей при переходе не возникло», — признался Владимир Гваришвили, подчеркнув, что сам по себе дистанционный формат не является для российских операторов чем-то новым. Но никогда его использование не было столь массовым.

Не вызвал особых сложностей перевод офисных сотрудников на работу из дома и в авиакомпании Utair. Как отметил вице-президент по коммерческим ИТ-системам Utair Артем Шевченко, распределенная структура компании и опыт работы с целыми подразделениями в дистанционном режиме обеспечили необходимую базу для распространения нового формата работы на весь коллектив. По мнению Артема Шевченко, в нормальном режиме удаленный труд подходит не для 100% сотрудников, поскольку требует личной высокой самоорганизации.

Гендиректор Gett в России Анатолий Сморгонский сообщил, что сейчас 100% сотрудников сервиса работают из дома. По его словам, рабочие подразделения не должны полностью переходить на онлайн «с нуля», для успешной работы бизнес-процессы необходимо отладить в офлайне. До конца июля российский Gett не планирует возвращаться в офис, из трех этажей бизнес-центра полностью освобождены два.

Старший вице-президент банка «Открытие» Елена Салихова рассказала, что кредитная организация была готова к масштабному использованию удаленного формата. С конца 2019 года в банке реализуется проект Flexy по внедрению новых моделей организации труда, в том числе полностью дистанционной работы либо режима part-time. До объявления карантина по новым моделям трудились 4 тыс. сотрудников, в настоящее время — 14 тыс. из 21 тыс. Елена Салихова отметила, что после отмены ограничений до 20% сотрудников «Открытия» в крупных городах будут работать вне офисов.

Основатель биржи удаленной работы Freelance.ru Кирилл Аношин остановился на перспективах рынка фриланса в новой реальности. Спрос на труд фрилансеров во многих областях резко сократился — речь прежде всего об event-индустрии, съемке фото и видео, дизайне печатной продукции и раздаточных материалов. В то же время на 20% вырос спрос на программистов, разработчиков и инженеров ПО.

Виталий Терентьев обратил внимание и на негативные последствия удаленной работы для коллективов, которые необходимо учитывать. Так, из более 700 опрошенных руководителей компаний 50% готовы держать сотрудников на «удаленке» не более месяца: у них копятся проблемы и растет усталость. 54% опрошенным трудно сосредоточиться и работать из дома. К плюсам удаленного формата стоит отнести сокращение времени на дорогу и нормализацию отношений с руководством – об этом заявили более 70% опрошенных. В целом, по словам Виталия Терентьева, положительное отношение к гибким форматам организации работы свидетельствует о том, что бизнес в трудной ситуации всеми силами старается сохранить людей. 

«УДАЛЕНКА ТРЕБУЕТ ОТКРЫТОСТИ РУКОВОДСТВА»

Вторая сессия была посвящена сервисам и решениям для упрощения и повышения эффективности перевода бизнеса на дистанционную работу.

Директор по облачным технологиям CDNvideo Андрей Листопад подробно рассказал о новом продукте компании — платформе для удаленного обучения, позволяющей проводить уроки с аудиторией более 1000 человек. По его словам, специальный формат видеоурока позволит концентрироваться на процессе обучения и не отвлекаться на активность студентов. Запись занятия может быть доступна и после урока, а многофункциональный API-интерфейс позволяет встроиться в любую LMS (система упревления обучением, — прим. ред.). Важной особенностью платформы является подключение к видеоуроку без установки клиентского приложения. «Ваши студенты не ограничены стенами лекционной и могут проходить обучение в любой точке мира. В зависимости от поставленных задач, лекции можно транслировать на YouTube и в любую социальную сеть», — отметил Андрей Листопад. 

Говоря о практиках эффективных коммуникаций в удаленном режиме, Андрей Листопад сообщил, что в его компаниистали устраивать для сотрудников видеочаты и мастер-классы по кулинарии, обсуждать насущные проблемы, а коллеги начали делиться друг с другом лучшими практиками в онлайне. «Мы стали больше проводить времени в виртуальных активностях, например, играем в “Мафию” в онлайне, проводим совместные просмотры видеофильмов. Советы руководителям — будьте более открытыми и внимательными к сотрудникам, обеспечивайте регулярное общение между командами, цифровизируйте ваши процессы», —посоветовал Андрей Листопад. 

Эксперт по цифровизации бизнес-процессов «МегаФона» Сергей Фомичев рекомендовал использовать инструменты контроля работы удаленных сотрудников, особенно тех, кто трудится «в полях». В «МегаФоне» для такого контроля используют веб-интерфейс, который позволяет отслеживать перемещения и устанавливать местонахождение сотрудников. Этот инструмент, в частности, повышает эффективность курьерской доставки. 

По словам заместителя генерального директора MTT Дениса Широкого, среди клиентов компании вырос спрос на решения, позволяющие проводить видео- и аудиоконференции. Отвечая на вопрос о перспективах применения VR-технологий для удаленных коммуникаций распределенного персонала, эксперт признал, что, несмотря на отдельные кейсы, такую практику нельзя назвать массовой и лишь единичные компании используют данную технологию для общения сотрудников. Для широкого круга компаний более насущна автоматизация основных бизнес-процессов — подбора персонала, организации и контроля удаленной работы сотрудников, и здесь, по словам Дениса Широкого, МТТ готова предложить эффективные решения. 

Об инструментах для удаленной работы из линейки корпоративных продуктов Mail.ru Group – «Почте», «Мессенджере» и «Облаке для хранения данных» — рассказал директор по работе с клиентами «Mail.ru для бизнеса» Алексей Печенин. Эти решения доступны в двух вариантах — как облачные приложения и с возможностью инсталляции в ЦОД заказчика. Корпоративный мессенджер зачастую может быть удобнее для коммуникаций сотрудников, чем обычная корпоративная же почта и привычные мессенджеры, говорил Алексей Печенин. Как правило, корпоративный мессенджер интегрирован со справочником сотрудников, благодаря чему легко находятся нужные контакты. 

«СОТРУДНИКИ-ФУНКЦИИ НЕ ЗАМЕНЯТ ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ» 

Темой третьей сессии стала безопасность инструментов удаленной работы, эксперты объясняли, на что стоит обратить внимание при выборе таких решений и сервисов. 
Для реализации стратегии удаленной работы важны сильные навыки руководителя, убеждена преподаватель НИУ ВШЭ Инга Корчагина, «В текущей ситуации на первый план выходит умение мотивировать людей», — подчеркнула она, отметив, что в будущем комбинированный формат труда, когда каждый сотрудник часть рабочей недели будет проводить в офисе, а часть — работать дома, может оказаться наиболее эффективным для большинства компаний. 

Заместитель генерального директора «1С-Битрикс» Сергей Кулешов отметил, что зачастую тормозом к внедрению новых форм работы являются устаревшие корпоративные регламенты, а также требования государственных регулирующих органов. «Несмотря на цифровизацию, нам все еще приходится печатать бумаги — это единственное узкое место в удаленном режиме работы. Мне даже пришлось домой купить принтер после перехода на “удаленку”. Все остальное решается через веб, защищенные каналы связи и прочие цифровые решения», — пояснил он. 

В самих госорганах удаленный формат также используется широко, следовало из выступления директора Департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ Михаила Петрова. Ведомство в качестве стратегии определило для себя минимальное личное присутствие сотрудников во время проверок и максимальное использование цифровых документов. Однако мешает этому разнообразие используемых форматов данных. В самой же работе сотрудников Счетной палаты с проверяемыми данными из дома нет особых сложностей. 

По мнению исполнительного директора компании Evrone Алексея Лихачева, удаленный формат не является чем-то из ряда вон выходящим, хотя на него более ориентированы компании в ИТ-индустрии. В самой Evrone коллективы разработчиков работают удаленно, для них это естественный формат. Такая организация труда требует большего доверия руководителей и коллег, убежден Алексей Лихачев. «Люди находятся у себя дома и странно устраивать за ними слежку, хотя некоторые компании и такое практикуют», — пояснил он, оговорившись, что не все сотрудники готовы трудиться на доверии, а кто-то просто не может обходиться без «офисной среды». 

С этой точкой зрения не согласился председатель совета директоров «СёрчИнформ» и основатель комитета по информационной безопасности ассоциации РУССОФТ Лев Матвеев. По его словам, средства контроля сотрудников, в том числе записывающие содержимое экранов их компьютеров, совершенно необходимы, если работодатель хочет поддерживать высокую эффективность удаленного труда. С другой стороны, обеспечивать компьютерами персонал, находящийся в своих домах, должна только сама компания, настаивал Лев Матвеев, использование личных гаджетов, ноутбуков и десктопов недопустимо, прежде всего с точки зрения безопасности корпоративных данных.

Завершая дискуссию, за которой следило более 2300 слушателей, эксперты сошлись во мнении, что никакие цифровые технологии, в том числе для поддержания удаленной командной работы, не должны приводить к сведению роли сотрудников до безымянных бизнес-функций, которых легко можно заменить. Организация формата работы должна учитывать личностные особенности работников и их функционал. «Есть люди, которым надо больше быть в офисе: им нужны конкретные предметы, серверные, Поэтому сотрудники с разным функционалом должны по-разному присутствовать в офисе. Занимающимся интеллектуальным трудом, например, возможно, и не должны быть там всегда. А вот маркетологи в одиночку работать не могут, им нужно собираться на брейн-стормы: это энергия, эффект сообщества. Можно проводить их в онлайне, но это неэффективно с точки зрения самого креатива», — заключила Инга Корчагина.


Спикеры

 Сморгонский Анатолий

Сморгонский Анатолий

генеральный директор

Gett Россия

Кирилл Кравченко

Кирилл Кравченко

заместитель генерального директора

ПАО “Газпром нефть”

Елена Салихова

Елена Салихова

старший вице-президент, руководитель блока по работе с персоналом

Банк «Открытие»

Кирилл Меньшов

Кирилл Меньшов

старший вице-президент по информационным технологиям

ПАО «Ростелеком»

Кирилл Аношин

Кирилл Аношин

основатель биржи удаленной работы

freelance.ru

Артем Шевченко

Артем Шевченко

вице-президент по коммерческим ИТ системам

Utair

Виталий Терентьев

Виталий Терентьев

директор департамента специальных проектов

HeadHunter.ru

Владимир Гваришвили

Владимир Гваришвили

директор по цифровизации бизнеса

МегаФон

Алексей Печенин

Алексей Печенин

директор по работе с клиентами

Mail.ru для бизнеса

Денис Широкий

Денис Широкий

заместитель генерального директора

МТТ

Алексей Лихачев

Алексей Лихачев

COO

Evrone

Лев Матвеев

Лев Матвеев

председатель совета директоров «СёрчИнформ», основатель комитета по информационной безопасности

РУССОФТ

Алексей Жданов

Алексей Жданов

редактор

Телеспутник

Сергей Фомичев

Сергей Фомичев

эксперт по цифровизации бизнес-процессов

МегаФон

Михаил Петров

Михаил Петров

директор Департамента цифровой трансформации

Счетная палата РФ

Андрей Листопад

Андрей Листопад

директор по облачным технологиям

CDNvideo

Инга Корчагина

Инга Корчагина

преподаватель

НИУ ВШЭ

Показать всех спикеров

Партнеры

Технический партнер