TeleMultiMedia Forum 2017

TeleMultiMedia Forum 2017: медиаиндустрия на ладони

27 апреля 2017 г. в Москве в рамках выставки «Связь 2017» состоялся первый международный форум «TeleMultiMedia Forum 2017: Настоящее и будущее медиапотребления в России и мире». Аналитики, производители контента, представители технологических компаний, OTT-сервисов и операторов платного ТВ обсудили развитие российской отрасли цифрового ТВ в контексте новых моделей медиапотребления.

DSC00651_anons.png

Мероприятие открылось пленарным заседанием, посвященным влиянию трансформации медиасистем на отрасль цифрового ТВ. В этой секции своим видением происходящих изменений и прогнозами на будущее поделились аналитики, которые специализируются на исследованиях рынков телевидения, OTT и телерекламы.

Директор института современных медиа (MOMRI) Кирилл Танаев затронул тему перспективных аудиторий медиа в контексте современного потребления платного ТВ. По его экспертной оценке, людям старше 40 лет приходится адаптироваться к новым технологиям потребления контента, а также большому количеству телеканалов и другим особенностям современной жизни. А россияне до 15 лет — самое «медийное» поколение. Большинство из них растут в семьях, где есть телевизор, планшет, смартфон и другие устройства. И детское телевидение — новый драйвер роста платного ТВ, так как многие семьи подключают эту услугу, когда у них появляется ребенок. 

Руководитель исследовательского центра Delloite в СНГ Лора Землянская отметила, что телевидение хоть и остается одним из самых популярных медиа, общая продолжительность его пользования падает. В частности, россияне готовы отказаться от ТВ, чтобы повысить личную продуктивность. В тоже время Лора Землянская считает, что, несмотря на высокую популярность, потоковое видео остается нишевым продуктом, который смотрит определенная аудитория. Поэтому эксперт рекомендует рекламодателям при продвижении продукта совмещать две среды: онлайн и традиционное ТВ. 

Директор по клиентским инновациям Dentsu Aegis Network Дмитрий Пархоменко поделился данными о постепенном снижении доминирования «большой тройки» российских телеканалов: их теснит кабельное телевидение и онлайн-видео. Но основной упор в выступлении Дмитрий Пархоменко сделал на том, как технологии меняют линейное ТВ. В частности, уже в 2017 году ожидается приход так называемого Addressable TV, который позволит показывать таргетированную рекламу пользователям IPTV. 

Руководитель исследовательского отдела Гай Биссон (Guy Bisson) британской компании Ampere Analysis сравнил российский и западный ТВ-рынки. Он отметил, что в России сильны позиции традиционного ТВ, но проникновение SVOD-сервисов ниже, чем в Великобритании и США. Однако позиции российских онлайн-видеосервисов крепнут и уже к 2020 году по объему выручки они обгонят традиционных операторов. Гай Биссон также рассказал, что зрители платного телевидения и OTT-сервисов предпочитают разный контент: в первом случае спросом пользуются спортивные трансляции, во втором — криминальные и драматические сериалы.

DSC00702.png

Пленарное заседание завершилось выступлением директора департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Дмитрия Колесова. Он утверждает, что Россия не отстает от остального мира по темпам развития сервисов видео по запросу. Доходы российских онлайн-кинотеатров растут во многом за счет того, что люди стали охотнее платить за контент, а также увеличивается проникновение подключенных к Интернету Smart TV. При этом в России, в отличие от других стран, достаточно большая доля AVOD в структуре выручки OTT-операторов, но она постепенно снижается. 

Участники второй сессии обсудили эволюцию бизнес моделей операторов платного ТВ в цифровую эпоху. Модератором этой части форума выступил вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России Михаил Силин. Первой слово взяла Мария Тебякина, координатор международных проектов представительства BBC Advertising в России. В своем выступлении она сделала упор на то, что сильный бренд и следование собственным ценностям — гарантия развития телеканала. А также напомнила, что аудитория — главный заказчик СМИ. 

Затем руководитель группы продуктов «Первого канала» Константин Тимохин развенчал несколько популярных мифов. Например, он сообщил, что молодежь смотрит «Первый канал» только в Интернете. И популярностью у онлайн-зрителей пользуется те же программы, что у зрителей линейного ТВ: «Пусть говорят» и «Голос.Дети». Константин Тимохин считает, что традиционные каналы и онлайн-вещание могут дружить – первые дают профессиональный контент, а вторые - такие преимущества, как «второй экран» и возможность интерактивного взаимодействия. 

Генеральный директор Megogo в России Виктор Чеканов убежден в необходимости сотрудничества двух сред доставки контента. Он уверен, что OTT-сервисы и традиционные операторы платного ТВ не конкуренты и существует множество возможностей для их сотрудничества. Онлайн-кинотеатр Megogo готов предложить варианты партнерства, которые приведут к дополнительному доходу для обеих сторон. 

Директор по продажам ivi Александра Стрелкова затронула тему важности для онлайн-кинотеатров такой платформы, как Smart TV. Только основной акцент она сделала на рекламных возможностях, которые онлайн-кинотеатр может реализовать с помощью этой платформы - например, создать кликабельный multi-roll с возможностью перехода на промо-страницу. 

Руководитель продукта CDN ПАО «Мегафон» Александр Осипов снова вернулся к теме OTT и присутствия традиционных вещателей. В обоих случаях сервисы должны обеспечить зрителям высокое качество сервиса, тем более что запросы аудитории растут. Как показывают исследования, самая частая причина отказа от просмотра потокового видео — это долгая буферизация. Поэтому в трансляции видеоконтента посредством интернета большую роль играет инфраструктура Сontent Delivery Network (CDN). 

О совместных маркетинговых акциях оператора и поставщиков контента рассказала менеджер по развитию бизнеса ПАО «ВымпелКом» («Билайн ТВ») Талия Нуртдинова. Основным инструментом в «Билайн ТВ» для этого стала ТВ-приставка, которая позволяет показывать баннеры, всплывающие уведомления и другую информацию. В качестве примера спикер привела успешную механику Try&Buy, которая позволила существенно увеличить подписчиков дополнительного пакета со спортивными каналами. Кроме того, «Билайн ТВ» имеет массив данных об абонентах и их привычках, которые также используются для реализации маркетинговых кампаний.

Третья сессия позволила заглянуть в будущее новых медиаформатов, таких как Social TV, VR/AR, видео 360°, и ознакомиться с перспективами их интеграции с традиционным контентом. Модератором данной сессии выступил генеральный директор сети телеканалов HD-Media, создатель сервиса Vintera.TV Герасим Гадиян. Заседание открыл основатель и генеральный директор сервиса Playbuzz Шол Олмерт (Shaul Olmert). Он полагает, что вслед за изменением привычек потребления контента, надо менять и саму форму контента — на первое место должна выйти визуальная составляющая. Кроме того, качество контента надо мерить не количеством кликов и просмотров, а учитывать также эмоциональную вовлеченность пользователя. Для ее оценки большое значение приобретают инструменты сбора данных и анализа. 

DSC00838.png

Руководитель отдела развития и продвижения панорамного видеоконтента RT Светлана Климкина рассказала об опыте телеканала в работе с 360-градусным видео. По ее словам, начав с создания новостей в этом формате, телеканал пришел к выводу, что панорамное видео подходит и для других телевизионных жанров, вплоть до полнометражных фильмов. И если судить по опыту RT, то с уверенностью можно говорить о том, что 360-градусный контент привлекает дополнительную аудиторию. 

О новом подходе к созданию контента в онлайн также говорил генеральный директор Tigermilk Media Арсений Ашомко. Он сообщил о появлении «новых профессионалов» — видеоблогеров со своими командами, которые делают целые шоу, используя те же подходы, что и на телевидении. Такие программы публикуются на YouTube и в социальных сетях, собирая миллионы просмотров. При этом на видеопрограммы, которые Tigermilk Media изначально делал для Интернета, покупают лицензии традиционные телеканалы.

Руководитель направления Media/AR/VR фонда «Сколково» Алексей Каленчук поднял вопросы востребованности и продвижения VR-контента. Он привел цифры, согласно которым 360-градусные ролики на YouTube собрали миллионы просмотров. И отметил, что большой интерес к такому формату проявляют посетители фестивалей типа Geek Picnic. Среди главных преимуществ такого контента на сегодняшний день Алексей Каленчук назвал возможность «побывать» там, где человек никогда не был и посмотреть на событие под разным углом. Он призывал экспериментировать и создавать больше разнообразного VR-контента. 

Заключительной частью конференции TeleMultiMedia Forum 2017 стали дебаты, посвященные взаимоотношениям между OTT-провайдерами и игроками рынка платного ТВ. В них участвовали две стороны: представители традиционных вещателей и поставщиков OTT-сервисов. Глава ассоциации Интернет-видео Алексей Бырдин был радикален в своих суждениях: «С точки зрения сред доставки контента, OTT более современная, технологичная и универсальная платформа. Это следующая ступень развития». По его словам, чем быстрее будет развиваться широкополосный доступ в Интернет, тем скорее придет конец небольшим кабельным операторам, как наиболее уязвимым представителям традиционных ТВ-услуг. 

Алексей Амелькин, президент ассоциации операторов кабельного телевидения «МАКАТЕЛ», не исключает вымирание операторов КТВ, однако допускает это только в отдаленной перспективе. При этом, по его словам, гораздо больше им угрожает эфирное вещание цифровых мультиплексов. 

Скепсис в адрес перспектив OTT выразил Николай Орлов, генеральный директор телекомпании «Первый ТВЧ». Он заметил, что доля дохода от вещания каналов телекомпании в OTT-среде составляет 1-2%. Однако он не исключил, что крупные интернет-компании могут серьезно изменить этот рынок. В частности, Николай Орлов упомянул, что «Первый ТВЧ» подписал договор с «Яндексом» о вещании телеканалов. Модератор дискуссии и директор проекта «Медиалогистика» MSK-IX Григорий Кузин добавил, что этот год будет революционным в части перехода традиционных вещателей в OTT: так, компания MSK-IX готовит запуск трансляции нескольких каналов мультиплекса в Интернете. 

Примирительный итог дебатам подвела директор по развитию ООО «Майкроимпульс» Оксана Кислова: она считает, что онлайн-кинотеатры и традиционные спутниковые и кабельные вещатели будут дополнять друг друга, создавая гибридные платформы.

Организатор Форума: Издательство «Телеспутник» 

Стратегический партнер: Инвестиционно-промышленный холдинг GS Group
Партнеры Форума: ЦВК «Экспоцентр», Телекомпания «Первый ТВЧ» и MSK-IX


Спикеры

Shaul Olmert

Shaul Olmert

основатель и генеральный директор

Playbuzz

Guy Bisson

Guy Bisson

Research Director

Ampere Analysis

Кирилл Танаев

Кирилл Танаев

директор

Институт современных медиа (MOMRI)

Лора Землянская

Лора Землянская

руководитель Исследовательского центра Deloitte в СНГ

Deloitte

Дмитрий Пархоменко

Дмитрий Пархоменко

директор по клиентским инновациям

Dentsu Aegis Network

Андрей Агафонов

Андрей Агафонов

директор по медиа-исследованиям

BrandScience

Дмитрий Колесов

Дмитрий Колесов

директор департамента ТВ и контента

J`son & Partners Consulting

Михаил Силин

Михаил Силин

вице-президент

Ассоциация кабельного телевидения России

Мария Тебякина

Мария Тебякина

координатор международных проектов Коммерческого представительства

BBC Worldwide

Константин Тимохин

Константин Тимохин

руководитель группы продуктов

Первый канал

Виктор Чеканов

Виктор Чеканов

генеральный директор

MEGOGO в России

Александра Стрелкова

Александра Стрелкова

директор по продажам

ivi

Александр Осипов

Александр Осипов

руководитель продукта CDN

ПАО «МегаФон»

Талия Нуртдинова

Талия Нуртдинова

менеджер по развитию бизнеса

ПАО «ВымпелКом»

Герасим Гадиян

Герасим Гадиян

генеральный директор сети телеканалов HD-Media, создатель сервиса

Vintera TV

Светлана Климкина

Светлана Климкина

руководитель отдела развития и продвижения панорамного видеоконтента

RT

Владимир Деген

Владимир Деген

основатель и генеральный директор

Chingis

Алексей Каленчук

Алексей Каленчук

руководитель направления Media/AR/VR

Фонд «Сколково»

Арсений Ашомко

Арсений Ашомко

генеральный директор

Tigermilk Media

Григорий Кузин

Григорий Кузин

директор проекта «Медиалогистика»

MSK-IX

Николай Орлов

Николай Орлов

генеральный директор

телекомпания «Первый ТВЧ»

Софья Квашилава

Софья Квашилава

директор по контенту

ivi

Алексей Амелькин

Алексей Амелькин

президент

Ассоциация операторов кабельного телевидения МАКАТЕЛ

Показать всех спикеров

Партнеры

Архив

TeleMultiMedia Forum 2021

30.06.2020

TeleMultiMedia Forum 2020

11.04.2019

TeleMultiMedia Forum 2019

24.04.2018

TeleMultiMedia Forum 2018