Организаторами мероприятия выступили TMT Conference, онлайн-журнал «Телеспутник» и ИАА Telecom Daily. Ключевым партнёром конференции выступила компания Nexign. Отраслевым партнером встречи стал «Газпромбанк Мобайл», а партнером сессии — Platform V от Сбера. Экспертную оценку рынка дал MVNE-партнёр «Пума биллиг». Поддержку конференции также оказала Ассоциация КорпФинТех и АНО «Цифровая экономика».
Российские финансовые технологии на сегодняшний день считаются одними из самых передовых в мире. Об этом свидетельствует развитая система быстрых платежей и онлайн-банкинг, в котором активно применяются нейросети.
Однако и телекоммуникационная отрасль активно внедряет передовые решения. Это позволяет создать экосистемный подход в синергии с банками, объединив финансовые и мобильные сервисы.
Отечественные рынки на пути своего развития сталкиваются и со сложностями. Так, например, технологическая инфраструктура банков и операторов связи долгое время основывалась на зарубежных разработках. Это привело к трудностям с обновлением, получением лицензий, технической поддержкой и логистикой. Законодательные изменения в области хранения данных и оборотных штрафов также требуют внимания.
Эти и другие вопросы участники I ежегодной национальной конференции «Телеком и банки 2024» обсудили в рамках пленарной дискуссии визионеров «Пазл российских решений». Её модератором стал MBA-профессор бизнес-практики по цифровым финансам Президентской академии Алексей Войлуков.
По словам руководителя направления Platform V DataGrid «СберТеха» Семёна Уткина, с российского рынка ушли западные вендоры и крупные игроки ИТ-рынка.
«По нашему опыту, одним из ключевых элементов любой высоконагруженной enterprise системы является работа с данными.
Такие системы обычно работают с большим количеством транзакций и выполняют регулярные тяжёлые расчёты, например, закрытие операционного дня. При этом, они проводят множество realtime-вычислений, в том числе с моделью искусственного интеллекта. Ядром таких систем является СУБД.
Поэтому они должны иметь высокую пропускную способность, быть быстрыми при растущих транзакционных нагрузках. Кроме того, они должны масштабироваться на обычном оборудовании, быть отказоустойчивыми и безопасными.
10 лет назад Сбер пришел к выводу, что надо уходить с Oracle и решений других вендорских компаний. Уже тогда мы планировали выбрать решение, которое было бы основано на open source, или имело часть открытого исходного кода», — пояснил Семён Уткин.
В основе нового процессинга Сбера лежит Platform V DataGrid — резидентная система управления базами данных СУБД для работы с данными в режиме реального времени от СберТеха. Такой тип СУБД предназначен для финансовых систем с большим объёмом транзакций, сервисов бронирования билетов, крупных маркетплейсов и биллинговых систем. Всего процессинг Сбера обслуживает порядка 200 млн активных дебетовых и кредитных карт.
По пути импортозамещения зарубежных ИТ-решений идут и другие российские компании. По мнению директора по развитию бизнеса компании Nexign Максима Нартова, на отечественном рынке есть оптимальные бизнес-решения.
«Главный вопрос заключается в том, как сплести вместе идею выполнения регуляторной логики и развитие бизнеса. Если удаётся найти такой компромисс, то всё проходит достаточно успешно. Хотя вопросы, конечно, есть, в том числе по оборудованию. Производственных мощностей нигде не хватает. По софту мне кажется мы достаточно комфортно себя чувствуем», — высказал мнение Максим Нартов.
Продолжая рассуждать на тему замещения иностранного ПО, директор по инновациям компании Uniteller Вадим Янборисов обратил внимание, что тренд на импортозамещение западного ПО через «открытый код» впервые появился в Европе. При этом что у open source есть и свои недостатки, однако около 90% всего российского ПО основаны именно на этом решении.
Рассуждая о первопричине отставания отечественного ИТ-рынка от зарубежного, эксперт обратил внимание на «стеклянный потолок», который сдерживал российских вендоров.
«У нас в стране был “стеклянный потолок”, поэтому российские компании-разработчики имели один-два клиента и не развивались. “Стеклянный потолок” лопнул, а производители ПО и поставщики были не готовы к этому. Дело в том, что когда крупные компании закупали что-то, и приходила российская компания, то она ударялась о “стеклянный потолок”, потому что Oracle, Microsoft, IBM могли продисконтировать цену и “вынести” российского вендора. Никто не мог пробиться через этот “стеклянный потолок”. Поэтому не было стэка заказчиков, соответственно не было стэка компетенций», — заявил он.
Уход западных вендоров изменил ситуацию, дав российским разработчикам шанс занять рынок. Мысль о том, что с отечественным ПО складывается благоприятная обстановка, поддержал и технический директор «СберМобайл» Евгений Ситников.
«В части софта складывается впечатление, что в России его успешно импортозамещают. У нас больше операционных систем в реестре, чем есть на альтернативных рынках. Большое количество ПО по автоматизации бизнеса, которые также хорошо работают и на среднем сегменте, и в малом бизнесе. Их, конечно, сложно применять для больших компаний, таких как «Сбер», но подобные компании занимаются собственной разработкой и для них скорее нужны инфраструктурные вещи», — считает представитель «СберМобаил».
Отдельной темой пленарной дискуссии визионеров стало применение искусственного интеллекта. По мнению директора по инновациям и развитию бизнеса MWS Данила Егорова, на данный момент можно говорить о трёх эффектах от применения ИИ.
«Первый эффект от искусственного интеллекта — якобы он заменит людей. Это нереальный эффект. Мой опыт говорит о том, что ни у кого в плане на 2025 год нет программы сокращения тысячи людей за счёт искусственного интеллекта.
Второй эффект более реальный. Он связан с повышением продуктивности и эффективности бизнеса. Здесь искусственный интеллект уже давно помогает решить вполне конкретные задачи бизнеса.
Есть третий эффект, о котором мало говорят. Искусственный интеллект — это «длинная» технология, которая трансформирует многие бизнесы. Кому-то повезёт, а кому нет», — высказал мнение он.
Вторая сессия конференции получила название «Какой он - образ будущих экосистем? Возможности партнерства между банками и операторами». Модератором диалога стал вице-президент АКФТ Алексей Сизов.
Главной темой диалога выступили точки соприкосновения банков и операторов связи. По мнению участников сессии, сейчас как телекому, так и банкам очень важно помнить о ценности клиента. Предугадывая не только его нынешние, но и будущие желания.
Одним из примеров плотной интеграции телекома и банков является технология MVNO. Активно этот рынок сегодня развивает «Пума биллинг». Технологические решения компании изначально опирались на open source технологию. Поэтому в основу архитектуры легли гибкость, масштабируемость и широкие возможности интеграции.
«Главный драйвер синергии телекома и банков — это финансовая инклюзивность. Этот термин определяет уровень доступа разных слоёв населения к базовым финансовым услугам. Для государства финансовая инклюзивность это очень хорошо, потому что чем больше людей участвует в экономике страны, тем страна и экономика сильнее. А для потребителя это хорошо, потому что это даёт доступ к разным экономическим возможностям и попросту экономит время. Поэтому финансовая инклюзивность всегда будет пользоваться спросом», — поясняет директор по продажам компании «Пума биллинг» Борис Райхман.
По словам генерального директора компании Аркадия Панича, технологии «Пумы биллинг» позволяют быстро и эффективно запускать собственный проект в рамках уже готовой инфраструктуры — банка или ретейлера.
«Нас отличает от конкурентов то, что лет шесть или семь назад мы осознали, что надо уходить от монолитных продуктов и технологий. Пришла пора разработать новое поколение биллинга, которое будет основано полностью на технологиях open source. К тому времени мы уже убедились, что они созрели.
“Пума биллинг” — это решение нового поколения. Оно позволяет быстрее запустить проект, разрабатывать новые продукты и сервисы, а также интегрироваться с инфраструктурой банка.
Если вы использовали какое-то монолитное решение таких вендоров, как, например Ericsson или Huawei, то любая доработка или разработка требовала обратиться к ним. Они должны были проанализировать ситуацию и выставить счёт. Это занимало несколько месяцев и было очень дорого. С нашим продуктом всё намного проще», — сказал он.
Обсуждая перспективы внедрения MVNO в структуру компании, участники дискуссии выделили несколько рисков. Один из них — это потеря идеи или интереса со стороны заказчика.
«Если Банк хочет создавать своего MVNO-оператора, то он должен чётко осознавать, зачем он ему нужен. Суть существования самого MVNO-оператора не в том, чтобы зарабатывать на телекоме, а чтобы в результате интеграции с банковскими сервисами повышать лояльность клиентов и удлинять их жизненный цикл в экосистеме. И до тех пор, пока заказчик внутри банка видит от этого эффект и понимает, зачем это делается, оператор в таком банке будет развиваться», — высказала мнение генеральный директор Газпромбанк Мобайл Анастасия Спешилова.
Ещё одной темой, которую обсудили участники конференции, стала проблематика безопасности банков и телекома. Модератором дискуссии «Кибербезопасность и защита персональных данных» стал управляющий директор Центра информационной безопасности дочерних и зависимых обществ «Газпромбанка» Артём Калашников.
По мнению специалистов, на сегодняшний день современные кибератаки с целью хищения денежных средств сфокусированы не на инфраструктуре и технике, а на клиентах. Мошенники различными методами определяют жертву и начинают воздействовать на неё. Кроме того, всё чаще в арсенале современных мошенников фигурирует искусственный интеллект, который способен подделать лицо, голос и так далее.
«Мы видим, что сейчас все больше атак происходят с помощью искусственного интеллекта, используя методики дипфейка или подмены голоса. Например, потенциальной жертве может звонить его родственник, который будет уверять, что он находится в затруднительном положении, и ему необходимо перевести деньги. И жертва на это ведётся. На самом деле под маской «родственника» скрывается мошенник, который использует технологию подмены голоса. Как MVNO-оператор Газпромбанка наша основная цель — наладить взаимодействие антифрод-модулей банка и оператора, чтобы они могли определять нетипичное поведение пользователей и предотвращать атаки на клиентов. Кейс, который мы приводили в пример, — один из многих, которые мы сейчас прорабатываем», — пояснил директор Департамента по информационной и экономической безопасности Газпромбанк Мобайл Александр Ишанов.
Несмотря на появление новых способов мошенничества, злоумышленники продолжают прибегать к DDOS-атакам, уверяет старший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса «Банка ВТБ» Никита Чугунов.
«Никто не убирал угроз, связанных с DDOS-атаками. Они идут ежедневно. Наверно, мы научились с ними лучше бороться, но нельзя говорить, что они сейчас не являются угрозой. Защита сетевой инфраструктуры выстроена достаточно уверенно, как в телекоме, так и в банках. Но подобные атаки совершаются каждый день», — пояснил он.
Спикеры и участники высоко оценили организацию I ежегодной национальной конференции «Телеком и банки 2024». Активное участие ключевых представителей отрасли в обсуждении подтвердило значимость рассмотренных тем. Это свидетельствует о заинтересованности участников в подобном формате взаимодействия и актуальности проведения конференции в 2025 году.
Никита Чугунов
старший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса
Банк ВТБ
Максим Нартов
директор по развитию бизнеса
Nexign
Семен Уткин
руководитель направления Platform V DataGrid
СберТех
Артем Калашников
управляющий директор Центра информационной безопасности дочерних и зависимых обществ
Газпромбанк
Анастасия Спешилова
генеральный директор
Газпромбанк Мобайл
Люси Карькова
заместитель начальника Департамента розничной экосистемы и цифровых партнерств
Газпромбанк
Александр Ишанов
директор Департамента по информационной и экономической безопасности
Газпромбанк Мобайл
Борис Райхман
директор по продажам
ПУМА Биллинг
Аркадий Панич
генеральный директор
ПУМА Биллинг
Алексей Войлуков
МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам
Президентская академия
Карен Казарян
директор по аналитике
АНО «Цифровая экономика»
Алексей Чернецов
генеральный директор
ВТБ Мобайл
Владимир Бенгин
директор по продуктовому развитию
Солар
Евгений Ситников
технический директор
СберМобайл
Дмитрий Канищев
директор по информационной безопасности
СберМобайл
Вадим Янборисов
директор по инновациям
Uniteller
Петр Алфёров
директор по управлению уровнем фрода
ВымпелКом
Алексей Сизов
вице-президент
АКФТ
Данила Егоров
директора по инновациям и развитию бизнеса
MWS
Михаил Климов
руководитель центра мониторинга и реагирования на кибератаки
RED Security
Антон Мерзляков
директор по монетизации больших данных
t2
Анна Ермолаева
директор по развитию экосистемы партнерств
t2
Владислав Соколов
генеральный директор
Мой оператор
Алексей Каширин
директор Центра продвинутой аналитики
Альфа-банк
"Техноград" — это уникальный инновационно-образовательный комплекс, расположенный на ВДНХ. Основан Правительством Москвы в 2018 году.
Наш корпус — "Арт.Техноград".
Адрес: г. Москва, проспект Мира, 119, стр. 318. Корпус "Арт.Техноград"