4 октября 2017 года в Москве издательство «Телеспутник» провело 2-ю международную конференцию «Digital TV&Video in Russia. 4K&HDR», посвященную внедрению, производству, доставке и потреблению контента сверхвысокого разрешения. Это единственное деловое мероприятие в России, сфокусированное именно на индустрии Ultra HD/4K. Хедлайнеры его деловой программы — ведущие мировые эксперты в области телевидения ультравысокой четкости.
Соорганизатором и генеральным партнером конференции выступил один из крупнейших в мире операторов спутникового телевидения «Триколор ТВ», а стратегическим партнером — холдинг GS Group. Партнерами тематических сессий стали компании «Первый ТВЧ», SES и AWS Elemental, а техническим партнером — компания Sony. Онлайн-трансляция конференции была организована специальным технологическим партнером — системным интегратором «Системный Дом «Деловые партнеры». Мероприятие состоялось при поддержке Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ), Национальной Ассоциации Телерадиовещателей (НАТ) и Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР).
Соорганизатором и генеральным партнером конференции выступил один из крупнейших в мире операторов спутникового телевидения «Триколор ТВ», а стратегическим партнером — холдинг GS Group. Партнерами тематических сессий стали компании «Первый ТВЧ», SES и AWS Elemental, а техническим партнером — компания Sony. Онлайн-трансляция конференции была организована специальным технологическим партнером — системным интегратором «Системный Дом «Деловые партнеры». Мероприятие состоялось при поддержке Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ), Национальной Ассоциации Телерадиовещателей (НАТ) и Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР).
В рамках пленарного заседания, посвященного мировой экосистеме 4К, обсуждались основные тренды развития Ultra HD (UHD) в России и за рубежом, а также маркетинговые стратегии и инструменты продвижения этого формата ключевыми игроками рынка. Открывая конференцию, главный редактор издательства «Телеспутник» Александр Калигин подчеркнул, что за прошедший с прошлого мероприятия год российский рынок Ultra HD шагнул вперед. В частности, Арсен Хомутов, директор по производству телеканалов «Триколор ТВ» отметил, что в пакетах оператора уже доступны 6 телеканалов в формате UHD. Участники дискуссии обсудили возможности сотрудничества игроков рынка платного ТВ для стимулирования спроса на контент сверхвысокого разрешения.
За пленарной дискуссией последовала сессия, посвященная практике монетизации и опыту продвижения новых ТВ-форматов. В докладе, посвященном бизнесу с Ultra HD, глава рабочей группы Ultra HD Forum Бенджамин Шварц констатировал, что пока UHD-контент ограничен в основном только 4К-разрешением. При этом он отметил, что технологии высокой частоты кадров (HFR) обещают быть наиболее привлекательными для спортивных вещателей. Генеральный директор «Амедиа ТВ» Денис Горшков рассказал о применении новых форматов для премиального контента и производстве сериалов, а также о возможном сотрудничестве поставщиков контента и ТВ-оборудования на примере опыта онлайн-сервиса Amediateka и компании Samsung. По его мнению именно производители контента и абонентского оборудования играют ключевую роль в продвижении 4K-технологий.
После ланча конференция продолжилась сессией, посвященной технологическому фундаменту внедрения современных форматов и стандартов цифрового ТВ, включая 4K, 8K, HDR, HFR и WCG. Ее открыл Юки Ютсуи, ведущий менеджер компании NHK (Japan Broadcasting Corp.) — крупнейшего общественного вещателя в Японии, который осуществляет радиовещание с 1925 года и телевещание с 1953 гожа. Он поделился опытом съемки и постпродакшена в формате 4К спортивных соревнований, документальных фильмов и новостных репортажей. А также представил план подготовки к трансляции Олимпийских игр в Токио 2020 года в формате UHD. Сергей Журавель, менеджер по продажам NEC, рассказал о решениях производителя в области 4К. «Решения для воспроизведения контента в форматах 4К и 8К, в том числе телевизоры, мониторы, плееры и игровые приставки, постепенно из роскоши превращаются в обыденную бытовую технику» — подчеркнул представитель NEC. Константин Ванаг, менеджер по продажам компании Imagine Communications в России и СНГ, представил новейшие решения для обработки контента в формате 4K HDR. По его словам, большинство решений в данной области уже поддерживают протокол IP. Технологический консультант компании Fraunhofer IIS Стефан Мелтзер напомнил слушателям конференции, что качественный видеоконтент это не только изображение, но и звук. По его оценке, системы с поддержкой 4K/8K нуждаются в новых аудиоформатах. Один из них — MPEG-H, который с успехом применяется не только для UHD, но и для контента в формате VR. Жиллом Артюи, генеральный директор компании BBright, подробно разобрал то, как кодек HEVC может использоваться на протяжении всего рабочего процесса производства в Ultra HD. А Александр Гайдученя, менеджер по продажам компании Neotion, представил возможности современных CAM-модулей с поддержкой. Он отметил, что продажи CAM от Neotion в России в нынешнем году выросли на 350%.
Участники следующей сессии обсудили актуальные вопросы в области доставки 4К-контента посредством спутникового сигнала, кабельных сетей и OTT-сервисов. Андрей Гурьянов, менеджер по продажам компании AWS Elemental, рассказал об успешном опыте организации 4К-трансляции с Международной космической станции. В своем выступлении Андрей Гурьянов подчеркнул, что любой 4К-вещатель стоит перед непростым выбором — либо качественное изображение, либо экономия на полосе пропускания. В рамках сессии также выступили вице-президент по новым технологиям и стандартам SES Video Томас Вреде и Майкл Шаброль, вице-президент по новым ТВ-форматам компании Eutelsat. В рамках докладов они подтвердили готовность спутниковой инфраструктуры к вещанию телесигнала в формате Ultra HD. Михаил Линс, руководитель департамента развития ОАО «Спутниковое телевидение», констатировал неподдельный интерес российского ТВ-рынка к 4К. При этом, по его словам, опыт оператора «Триколор ТВ» нивелирует скепсис в отношении перспектив распространения UHD.
Заключительная часть конференции была посвящена производству премиального контента. Ее участники обсудили особенности авторских проектов тематических каналов, проблему поиска баланса между формой и содержанием видеоконтента, а также оптимальные тематические области для съемки контента премиального качества. Генеральный директор компании «Первый ТВЧ» Николай Орлов выразил уверенность, что будущее ТВ-рынка за 4К, однако отметил, что пока основная масса премиального контента создается в формате HD. Так, авторы и ведущие программ телеканалов «Охотник и рыболов» и Охотник и рыболов HD» Владимир Солопов и Валерий Кузенков поделились секретами мастерства, применяемого при подготовке контента для своих проектов. В частности, Владимир Солопов отметил, что основой успеха любого премиального контента — харизма ведущих, а также качество продакшена и видеоряда. Амос Розенберг, глава Paramax Films, поделился опытом съемки музыкального контента, в том числе — оперных выступлений, классической и джазовой музыки, а также концертов рок-звезд в формате 4K и HDR. А Бертран Лойер, президент и продюсер компании Saint Thomas Productions, рассказал, как можно сэкономить на съемке и пост-продакшене контента в формате 4К. Об опыте производства такого контента на примере первого в России сериала, снятого в Ultra HD, рассказала Елена Антонович, исполнительный директор телеканалов «Феникс плюс кино», «Оружие» и «Анекдот ТВ». Она поделилась информацией о нюансах при производстве сериалов, а также о подготовке и модернизации оборудования, в том числе — оптимизации процесса хранения и обработки отснятого материала.
Помимо деловой программы в рамках конференции была организована демо-зона решений для экосистемы телевидения ультравысокой четкости, посредством которых осуществлялись live-трансляции и демонстрации 4К-контента. Компании LG и Sony представили новейшие модели UHD-телевизоров для российского рынка.
2-я международная конференция «Digital TV&Video in Russia. 4K&HDR» подтвердила статус эффективной площадки для всестороннего обсуждения актуальных задач индустрии премиального контента Ultra HD. В деловой программе мероприятия, а также в неформальном нетворкинге приняли участие более 200 российских и зарубежных делегатов.
Стефан Хаймбехер
директор по инновациям и стандартам
Sky Deutschland
Жиллом Артюи
генеральный директор
BBright
Томас Вреде
вице-президент, Новые технологии и стандарты
SES Video
Амос Розенберг
генеральный директор
Paramax Films
Бертран Лойер
президент/продюссер
Saint Thomas Productions
Прашант Чотхани
генеральный директор
Travelxp TV
Райан Бестер
генеральный директор
Tern International
Михаил Силин
вице-президент
Ассоциация кабельного телевидения России
Бенджамин Шварц
глава рабочей группы
Ultra HD Forum
Юки Ютсуи
ведущий менеджер
NHK (Japan Broadcasting Corp.)
Стефан Мелтзер
технологический консультант
Fraunhofer IIS
Рене Делвел
генеральный директор
United
Михаил Ковальчук
генеральный директор
Сигнал Медиа
Денис Горшков
генеральный директор
AMEDIA TV
Кирилл Махновский
генеральный директор
ГК «Орион»
Мишель Шаброль
вице-президент, новые ТВ форматы
Eutelsat
Алексей Иванов
генеральный директор
Спутниковое ТВ МТС
Николай Орлов
генеральный директор
телекомпания "Первый ТВЧ"
Ярослав Городецкий
генеральный директор
CDNvideo
Арсен Хомутов
директор по производству телеканалов
Триколор ТВ
Рустам Маметов
директор дирекции B2C
АлмаТел Казахстан
Сергей Журавель
менеджер по продажам
NEC
Александр Гайдученя
менеджер по продажам
Neotion
Андрей Гурьянов
менеджер полевых операций
AWS Elemental
Юлия Шахманова
генеральный директор
ОАО «Спутниковое телевидение» (STV)
Софья Квашилава
директор по контенту
ivi