09 Ноября
Москва

ConTech 2022

ConTech 2022: планомерное движение к импортозамещению контента и технологий

В Москве 9 ноября 2022 года состоялась VII ежегодная конференция «ConTech 2022. Контент и технологии для цифрового ТВ в России». Эксперты, собранные организаторами форума - TMT Conference, «Телеспутником» и TelecomDaily - поделились опытом успешного импортозамещения иностранного контента, профессиональных и потребительских технологий в сфере медиателекома, обозначив при этом проблемные области, требующие дальнейшей консолидации усилий рыночных игроков и государства.

photo_2022-11-14_19-26-39.jpg

В этом году конференция ConTech 2022 была организована в коллаборации с World Content Market 2022 – международным рынком телевизионного и цифрового контента. Этим был обусловлен повышенный интерес слушателей к потоку, посвященному анализу ситуации с контентом в платном ТВ и на OTT-платформам. Технологическая сессия также собрала заинтересованную аудиторию, активно включившуюся в диалог о перспективах импортозамещения программных и аппаратных продуктов, используемых для производства и распространения цифрового контента.

Генеральный партнер конференции - мультиплатформенный оператор Триколор; партнер сессии, посвященной семейному контенту – телекомпания «Первый ТВЧ». Также партнерами конференции выступили: проект «Медиалогистика», MSK-IX, «НТВ-Плюс», GS Labs, EPG Service и NLE. Конференция прошла при поддержке Ассоциации Анимационного Кино и Международной Академии Связи. На площадке мероприятия собралось более 200 делегатов, онлайн-трансляция собрала более 100 зрителей.

Дефицита контента нет

Центральной темой пленарной дискуссии «Индустрия цифрового ТВ в России: регулирование, тренды, ресурсы, прогнозы, инсайты» стали предварительные итоги года. Эксперты подтвердили, что уход из России крупнейших американских правообладателей не привел к серьезному дефициту контента. Телеканалы и онлайн-платформы увеличивают объем предложения прежде всего российского контента, дополняя его южнокорейской и турецкой продукцией. Большинство экспертов согласились, что именно турецкие сериалы сейчас занимают топовые позиции по смотрению как в платном ТВ, так и в OTT. 

Комментируя этот тезис, заместитель генерального директора ВГТРК Александр Нечаев высказал мнение, что популярность турецких и корейских сериалов связана с временным отказом каналов ВГТРК от показа сериальных мелодрам. «Мы видим невероятный рост популярности турецких мелодрам и корейских дорам. Мы это связываем не с тем, что они внезапно стали популярны, а с тем, что ВГТРК как главный производитель мелодрам в стране временно ушла с этого поля, потому что переключилась на информационные и квазиинформационные жанры. Дефицит этого продукта для подсевшего на него как на приятный расслабляющий релаксант народонаселения, особенно женского, стал очень высок. Как только мы выйдем обратно на этот рынок с over-предложением мелодрам, уровень супер-потребления турецких и корейских мелодрам и дорам снизится до привычного, потому что российские мелодрамы нашему зрителю привычнее и понятнее», - отметил замглавы ВГТРК.

Из слов директора по развитию видеосервиса Wink Антона Володькина следует, что вымывание голливудского контента привело к оттоку его приверженцев с легальных платформ на пиратские, но сейчас эта аудитория возвращается. «Мы интуитивно [до ухода голливудских мейджоров] купили очень много контента, понимая, что зрителей надо чем-то развлекать. Смотрят и Турцию, и Азию, и независимых иностранных мейджоров. Это дало приток новой аудитории – потребителей российских сериалов, которые не нашли их на каналах ВГТРК. Но нельзя сказать, что те, кто был лоялен западному контенту, переключились на турецкие сериалы. Эти люди в моменте ушли в «серую» зону. Но поскольку пользоваться пиратскими ресурсами неудобно, а мы много всего скупили, статистика стала выглядеть как пациент, который смиряется с неизлечимой болезнью. Сначала он не признает российский контент, потом думает о нем, а в итоге смотрит сериалы Бондарчука и других прекрасных режиссеров на платформах. Качество российского контента улучшилось», - рассказал директор по развитию Wink.

Директор департамента цифровых продуктов «НТВ-Плюс» Константин Смирнов выделил категорию зрителей, которых российские легальные платформы все-таки потеряли. Это спортивные болельщики, лишившиеся трансляций ведущих зарубежных чемпионатов. «Фанаты «Манчестер Юнайтед» не переключатся на «Ярославский шинник», - подчеркнул Констатин Смирнов.

Комментируя меры господдержки, в которых нуждается медиаотрасль, директор по маркетингу Триколора Алексей Липилин высказался за распространение льгот, которыми пользуются ИТ-компании, на компании сферы медиа. «Мы чувствуем поддержку государства, но у нас основную помощь получает ИТ-отрасль. При этом компании, работающие в медиаотрасли, хотят, чтобы меры поддержки всё же были сходными. Прежде всего, речь идет о льготах по страховым взносам, НДС. Возможно, государство обратит внимание на то, что медиаотрасль нуждается в подобной поддержке. Нам бы это очень помогло», — отметил Алексей Липилин.

В ходе Public Talk «Линейное ТВ в онлайн-кинотеатрах: эксперименты с контентом или «новая нормальность»? Антон Володькин и заместитель генерального директора по контенту онлайн-кинотеатра «Иви.ру» Иван Гринин обменялись мнениями о том, как за счет линейных телеканалов удержать и расширить аудиторию онлайн-сервисов. Эксперты сошлись во мнении, что линейные телеканалы, прежде всего тематические, которые видеосервисы включают в свою контентную матрицу, позволяют расширять аудиторию, которая дополняет потребление VoD линейным телесмотрением. Поскольку ТВ-канал вещает безостановочно, пользователю не нужно тратить время на поиск нужного контента. Кроме того, удобству зрителей отвечает возможность конверсивности VoD и линейного просмотра.

DSC05324.JPG

Еще одним важным выводом Public Talk стала констатация необходимости серьезных вложений сервиса в развитие линейного вещания на его платформе. По словам Ивана Гринина схема «20 каналов мультиплекса плюс один канал» на практике не работает. Представители «Иви.ру» и Wink согласились, что необходимо стремиться к наполнению пакетов линейных каналов, так, чтобы их число приближалось к пакетам крупных кабельных или спутниковых операторов – более 150. Wink реализует именно такой подход – в его пакетах более 300 каналов. В то же время Иван Гринин посетовал, что требование закона получать сигнал 20 общедоступных каналов на платформе «Витрина ТВ» резко сужает возможность монетизировать линейное телесмотрение. В этой связи Иван Гринин предложил отрасли продолжать доводить до регулятора позицию о негативном эффекте по сути монопольного вещания каналов мультиплексов в онлайне через единую платформу, добиваясь пересмотра этого требования.

К технологической независимости в медиателекоме

Эксперты сессии технологического потока «Назад в будущее: станет ли импортонезависимость драйвером развития рынка цифрового ТВ?» рассматривали последствия санкций и ухода из России зарубежных вендоров, технологические возможности операторов и импортозамещение ПО для медиаизмерений.

DSC05567.JPG

«С отечественным софтом все хорошо, с оборудованием – все плохо. Мы используем как зарубежное ПО, так и отечественное. Это не связано с событиями этого года, так исторически сложилось. Но любое ПО должно работать на сервере. С серверами есть определенные проблемы», - поделился директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорий Кузин. Он также высказал мнение, что в текущем году самым безопасным каналом доставки медиаконтента становятся выделенные оптико-волоконные линии, тогда как риски спутниковой доставки и каналов общедоступного интернета существенно выросли.

Руководитель службы новых продуктов Триколора Валерий Петров представил новый продукт под брендом «Триколор» – линейку телевизоров Смарт ТВ, состоящую из четырех моделей с диагоналями 32, 43, 50 и 55 дюймов. Все модели, за исключением 32-дюймовой, поддерживают разрешение Ultra HD, «младшая» модель в линейке имеет разрешение HD. Телевизоры от Триколора работают на базе операционной системы Android 11, имеют оперативную память 1,5 Гб и 8 Гб, что позволяет просматривать потоковое видео и устанавливать приложения. Все телевизоры адаптированы для работы в сетях спутникового, кабельного и эфирного телевидения, оснащены двухдиапазонным Wi-Fi, разъемами HDMI и USB, слотами CI для CAM-модуля. На телевизоры предустановлено фирменное приложение «Триколор Кино и ТВ», а все покупатели телевизора в фирменном интернет-магазине получают годовую подписку на сервисы Триколора.

О полной готовности дистрибуторской сети NLE к выводу на рынок телевизоров с брендом «Триколор» заявила ведущий специалист по развитию и продвижению NLE Светлана Сафиулина. По ее словам, каналы поставок NLE в новых условиях работают надежно и стабильно, и дистрибутор продолжает расширять ассортимент товаров, ориентированных на монтажные организации на рынке платного ТВ и салоны соответствующего оборудования. Благодаря сотрудничеству с российскими и китайскими производителями складские запасы NLE постоянно пополняются, при этом дистрибутор успешно адаптировался к изменению логистических маршрутов.

Председатель комитета по стратегическому развитию медиапроектов при совете директоров Триколора Николай Орлов рассказал о новых приложениях, разработанных независимыми специалистами. Оценить работу приложений смогут пользователи гибридных приёмников. Оператор приглашает к сотрудничеству софтверные компании. Поскольку речь идет о полноценном стартапе, в Триколоре готовы обсуждать с разработчиками условия монетизации приложений.

Отвечая на вопрос о рисках несанкционированных подключений и взломов вещания телеканалов и OTT-платформ, начальник отдела продаж GS Labs Роман Хлопов высказался за отказ от небезопасных вещательных технологий зарубежных вендоров и переход на российское ПО и оборудование, внесенное в соответствующие реестры Минцифры и Минпромторга.

Опытом перехода на российское ПО для гибридных медиаизмерений поделился директор департамента специальных проектов «Агентства 2» Денис Белослюдов. По его словам, перспективы гибридных измерений связаны с необходимостью нивелировать ограничения, присущие панельным и онлайн-измерениям, сохраняя сильные стороны того и другого метода и добиваясь их синергии. Поскольку в России не было ПО для задач анализа телесмотрения – как для панельных исследований, так и гибридных, в «Агентстве 2» приняли решение заказать разработку по собственному техническому заданию у российской софтверной компании. К настоящему моменту медиаизмеритель уже начал использовать новое российское ПО в своей работе и готов получать гибридные данные в интересах телеканалов, дистрибуторских компаний и игроков рекламного рынка.

Больше семейного контента

Сессия «Семейный просмотр: каким должен быть телеконтент, который объединяет и старших, и младших?» собрала наибольшую аудиторию в ходе конференции, поскольку ее участники сконцентрировались на актуальной теме создания телепроектов для разных поколений телезрителей. Так, директор по производству контента Триколора Марина Гаспарян привлекла внимание участников сессии к новому каналу в линейке фильмовых телеканалов собственного производства оператора – Scream.

Сетка нового канала, который начал свое вещание в конце октября, включает в себя фильмы американского, европейского и азиатского производства в жанре «Ужасы» и «Мистика». При этом контент Scream в полной мере является актуальным и современным: 70% фильмов, демонстрируемых в эфире телеканала, выпущены в 2018-2022 годах. По мнению Марины Гаспарян, Scream хорошо подходит и для семейного показа, учитывая, что совместные просмотры хорроров очень популярны у молодых пар.

Директор по маркетингу EPG Service Александра Скрипочка поделилась данными исследований, проведенных в ее компании. Зритель в среднем готов тратить на выбор контента для ежедневного просмотра до 20 минут, при этом решающими факторами для него становятся рейтинги IMDB и «Кинопоиска», информация о режиссерах, актерах с их фотографиями. Эти элементы должны присутствовать как в экранных телегидах, так и в карточках тайтлов на платформах.

Комментируя рост популярности трансляций киберспорта, директор спортивных проектов Триколора Мария Гришко отметила, что аудитории таких трансляций и платного ТВ практически не пересекаются. В то же время в Триколоре видят перспективы такого вещания в онлайн-кинотеатре. Также Мария Гришко рассказала, что заменить показ зарубежных турниров трансляциями отечественных соревнований практически невозможно. Тем не менее, в Триколоре, где сделана ставка именно на российский спорт, не видят серьезного негативного эффекта для своей аудитории из-за отсутствия в эфире трансляций популярных зарубежных состязаний.

DSC05936.JPG

Участники сессии о детской анимации «Где водятся волшебники и другие несказочные проблемы детского анимационного контента в России» подчеркнули важность разработки отечественных программных продуктов для создания мультипликации. Зарубежное ПО для 3D-анимации больше не лицензируется и не поддерживается в России, при этом отдельно взятая студия не может выделить достаточные средства для разработки значительной части требуемого ПО. Поэтому необходимо выделение государственных средств на такую разработку, причем речь должна идти о совместных проектах: в одиночку создавать современное ПО для анимации нереально.

Завершила деловую программу конференции питч-сессия телевизионных новинок сезона, включая тематические каналы, анимационные и кинопроекты. Одним из запоминающихся моментов питч-сессии стал рассказ о новых проектах директора службы рекламы и продвижения телекомпании «Первый ТВЧ» Марии Черкасской. За последние годы телекомпания увеличила пакет производимых и дистрибутируемых каналов в два раза – до 35 единиц, сейчас он включает тематические, киносериальные, детские и спортивные каналы. В начале ноября телекомпания обновила телеканал «Еда премиум». Теперь он называется Food time, изменен визуальный концепт и оформление студии и самих программ. Сетка канала расширена за счет новых кулинарных шоу, в том числе в формате баттлов и гастрономических путешествий. Кроме того, осенью этого года «Первый ТВЧ» начал дистрибутировать и новый телеканал Триколора – Scream.

Завершила контентный поток и конференцию в целом демонстрация ролика телеканала «Наша Сибирь 4К». Как рассказал генеральный директор «Нашей Сибири» Денис Инякин, телеканал фокусируется на контенте о природе, показывая ее 24 часа «такой, какая она есть, без рекламы и новостей». Создатели телеканала из Кемерово не боятся говорить о своей любви к природе в программах собственного производства, и надеются, что их чувства разделят и зрители партнерских платформ по всей стране, в сотрудничестве с которыми заинтересована «Наша Сибирь».

Спикеры

Антон Володькин

Антон Володькин

директор по развитию видеосервиса Wink

Ростелеком

Алексей Липилин

Алексей Липилин

директор по маркетингу

Триколор

Александр Нечаев

Александр Нечаев

заместитель генерального директора

ВГТРК

Николай Орлов

Николай Орлов

председатель комитета по стратегическому развитию медиапроектов при совете директоров

Триколор

Диана Самошкина

Диана Самошкина

вице-президент по цифровому бизнесу b2c

Ростелеком

Григорий Кузин

Григорий Кузин

директор проекта «Медиалогистика»

MSK-IX

Макар Кожухов

Макар Кожухов

заместитель генерального директора

Premier

Денис  Кусков

Денис Кусков

генеральный директор

TelecomDaily

Константин Смирнов

Константин Смирнов

директор департамента цифровых продуктов

НТВ-Плюс

Иван Гринин

Иван Гринин

заместитель генерального директора по контенту

Иви.ру

Валерий Петров

Валерий Петров

руководитель службы новых продуктов

Триколор

Дмитрий Пашутин

Дмитрий Пашутин

директор по стратегии

Национальная Медиа Группа

Мария Кузнецова

Мария Кузнецова

главный редактор

Телеспутник

Марина Гаспарян

Марина Гаспарян

директор по производству контента

Триколор

Екатерина Якушенко

Екатерина Якушенко

директор по продажам

THEMA RUS

Мария Черкасская

Мария Черкасская

директор службы рекламы и продвижения

телекомпания «Первый ТВЧ»

Игорь Шибанов

Игорь Шибанов

генеральный директор

Люкс Синема, телеканал СуперГерои

Александра Скрипочка

Александра Скрипочка

директор по маркетингу

EPG Service

Олег Колесников

Олег Колесников

директор по продукту, соревнованиям и трансляции

Агентство развития компьютерного и иных видов спорта

Мария Гришко

Мария Гришко

директор спортивных проектов

Триколор

Максим Виноградов

Максим Виноградов

заместитель начальника Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций

Роскомнадзор

Владимир Николаев

Владимир Николаев

генеральный продюсер

Wisart Animation

Алексей Козуляев

Алексей Козуляев

генеральный директор

РуФилмс

Роман Хлопов

Роман Хлопов

начальник отдела продаж

GS Labs

Алексей Жданов

Алексей Жданов

редактор

Телеспутник

Денис Белослюдов

Денис Белослюдов

директор департамента специальных проектов

Агентство 2

Альбина Мухаметзянова

Альбина Мухаметзянова

генеральный директор и продюсер

Ярко

Ольга Малинина

Ольга Малинина

президент

Фонд развития детского кино «Сотворение»

Светлана Сонина

Светлана Сонина

заместитель генерального продюсера по детскому и юношескому контенту

Okko

Ирина Мастусова

Ирина Мастусова

исполнительный директор

Ассоциация анимационного кино

Денис Инякин

Денис Инякин

генеральный директор

Наша Сибирь

Светлана Сафиулина

Светлана Сафиулина

ведущий специалист по развитию и продвижению

NLE

Показать всех спикеров

Партнеры

Генеральный партнер

Партнер сессии

Партнер

Партнер

Партнер

Партнер

Партнер

При поддержке

При поддержке

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Информационный партнер

Место проведения

World Content Market - Москва 2022 в Event-холле "ИнфоПространство", по адресу: Москва, 1-й Зачатьевский пер., 4

м. Кропоткинская, м. Парк Культуры

Исторический центр Москвы:

- 1 км от Кремля
- 300 метров от Храма Христа Спасителя
- 50 метров от Пречистенской набережной

Архив

07.10.2021

ConTech 2021

07.10.2020

ConTech 2020. Content & Technology for Digital TV & Video in Russia

11.10.2019

ConTech 2019. Content & Technology for Digital TV & Video in Russia

03.10.2018

Digital TV & Video in Russia. 4K & HDR 2018

04.10.2017

Digital TV & Video in Russia. 4K & HDR 2017

13.10.2016

Digital TV&Video in Russia. 4К 2016