11 апреля 2019 года в московском конференц-центре Newsroom состоялся третий ежегодный форум «TeleMultiMedia Forum 2019: настоящее и будущее медиапотребления в России и мире». В этом мероприятии, де-факто являющемся одной из ключевых площадок для медиакоммуникационной отрасли, приняли участие топ-менеджеры и ведущие эксперты производителей контента, телекоммуникационных и технологических компаний, социальных сетей, рекламных агентств, OTT-сервисов и операторов платного ТВ, а также представители отраслевых регуляторов и консалтинговых организаций.
Традиционно форум посвящен медиапотреблению и переменам, трансформирующим медиаиндустрию. Ее признанные эксперты обсудили основные тенденции и их влияние на ТВ-отрасль, поделились своими прогнозами относительно изменений, которые будут происходить на рынке, а также рассказали об опыте применения новых технологий и форматов.
Мероприятие открыла панельная дискуссия «От цифрового ТВ к цифровым сервисам: ключевые векторы трансформации». Ее модератор – теле- и радиоведущий, журналист и продюсер Виктор Набутов, задал тон всему форуму, обозначив главные тренды развития медиаотрасли.
Участники дискуссии обсудили роль «большого экрана» в современном медиапотреблении, который постепенно превращается в центр потребления цифровых сервисов. При этом Павел Стешин, директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям мультиплатформенного оператора цифровой среды «Триколор», призвал перестать отождествлять «большой экран» с телевизором. «По факту это уже не просто телевизор, а более универсальное устройство, с помощью которого можно потреблять различный медиаконтент, как линейный, так и нелинейный, в том числе телевизионный. Правильнее называть его именно big screen или «большой экран». Скорее всего в будущем в нем даже не будет приемника ТВ-сигнала», – заявил Павел Стешин. По его словам, пользователи привыкли видеть, с чем они коммуницируют, поэтому голосовые помощники, системы управления умным домом и другие инновационные устройства все равно нужно будет к чему-то подключать. Кроме того, маленькие экраны смартфонов и иных гаджетов никогда не дадут таких сильных ощущений, как большие. «Триколор» верит, что «большой экран» станет единым окном для потребления современных цифровых сервисов, таких как мониторинг и управление умным домом, магазины различных приложений, онлайн-кинотеатры и прочее. Также Павел Стешин напомнил, что часть населения России проживает в населенных пунктах, где до сих пор «большой экран» является единственным развлечением, через который люди получают развлекательный, познавательный политический и прочий контент.
По мнению коммерческого директора Ngenix Константина Анохина, основная платежеспособная масса абонентов живет в крупных городах, где развит интернет-доступ, поэтому со временем все более популярным будет становиться потребление контента в OTT-сервисах. Однако директор департамента по развитию бизнеса ПАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Алексей Журавлев отметил, что производители телевизоров постоянно работают над совершенствованием своей продукции. «Они добьются того, что в семьях всегда будут телевизоры. На это указывает и статистика, согласно которой ежегодно потребление телевизоров в мире растет. Другой вопрос в том, как эти телевизоры будут использоваться», – уточнил Алексей Журавлев.
Еще одна тенденция, которую обсудили участники дискуссии – персонализация телесмотрения. Каждый потребитель хочет смотреть то, что интересно именно ему, и современные медиасервисы предоставляют ему все больше возможностей для этого. Глава компании «Платформы и решения», основатель сервиса Tvigle.ru и онлайн-кинотеатра Start Егор Яковлев отметил, что никому 200 телеканалов уже давно не нужны. По его словам, современный человек не хочет ничего выбирать. «Мы движемся к ситуации, когда у каждого пользователя будет только один персонифицированный под его запросы телеканал», – прогнозирует Егор Яковлев.
Разумеется, дискуссия не обошлась без обсуждения трендов в регулировании медиотрасли. Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов сообщил, что государство осознает зависимость ущерба, который может понести экономика и территориальная целостность страны, от медиаконтента, потребляемого гражданами. Поэтому регулирование сред распространения контента, включая телевидение, телекоммуникационные сервисы и интернет, будет только усиливаться, а законы будут ограничивать возможности пользователей. «Не исключено, что в конечном итоге государство превратит традиционное телевидение в один телеканал, который будет модерироваться по определенным алгоритмам, заданным регулятором», – заявил Андрей Свинцов.
Участники следующей сессии «Онлайн-среда на службе медиа: кейсы и лучшие практики» поделились успешным опытом в организации онлайн-вещания и ОТТ-проектов, а также познакомили аудиторию с лучшими практиками эффективного использования сопутствующих технологий и решений для развития интерактивного телевидения.
Модератор сессии – генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков рассказал о развитии рынка онлайн-видео в 2018 году. Одним из выводов, которые прозвучали в его выступлении стал тезис, что в ближайшие несколько лет будет расти доля просмотров длинного видео через приложения Smart TV, и это будет происходить преимущественно в сегменте легальных видеосервисов.
Доклад директора по продуктам «Видео» и OK Live «Одноклассников» Марины Красновой был посвящен перезапуску видеоплатформы социальной сети и рассказу о том, к чему он привел. Директор по развитию медиапродуктов «ВКонтакте» Арсений Ашомко посвятил выступление тому, как представителям телеиндустрии получать выгоду и позитивные эмоции от взаимодействия с платформой «ВКонтакте». Он рассказал об инструментах продвижения контента, которые предоставляет соцсеть и привел примеры их грамотного применения.
Исполнительный директор SPB TV Денис Бызов привел кейс по расширению аудитории региональных вещателей при помощи SPB TV на примере телеканала «Санкт-Петербург». Директор интернет-департамента познавательных и развлекательных каналов ЦТ Вероника Далецкая поведала об адаптации ТВ-контента в диджитале и опыте привлечения аудитории из онлайна на ТВ. В завершение сессии, заместитель директора дирекции утренних программ «Первого канала» Марина Изварина и ведущий специалист «Первого канала» Андрей Вернидуб поделились основными положениями собственной концепции эффективного подхода к созданию «правильного» контента, которую авторы назвали «Сюжет +».
Параллельно основному сессионному потоку конференции состоялся круглый стол «Перспективы рынка XR (расширенной реальности) в России», партнером которого выступил инвестиционно-промышленный холдинг GS Group. В дискуссии приняли участие эксперты, представляющие различные области разработки и применения технологий виртуальной реальности. Под управлением модератора – руководителя аналитического центра GS Group Александра Суркова, спикеры обсудили ключевые направления развития технологий XR, источники инвестиций в проекты расширенной реальности, потенциал различных устройств для этого рынка и психологию потребителей продуктов на базе XR.
Следующую сессию «Аналитика потребления услуг и применение метаданных в медиасфере» открыл доклад ведущего эксперта аналитического центра компании НСК Анны Воронцовой, которая также выступила и модератором. Она рассказала о вызовах, которые характерны для современной телерекламной индустрии и продемонстрировала решения, которые позволяют ответить на эти вызовы.
Директор департамента специальных проектов компании «Агентство 2» Денис Белослюдов представил аудитории инструменты, которые существуют на российском рынке медиааналитики. В своем выступлении он сделал особый акцент на рынке телевидения, так как в интернет-среде, по его словам, методики уже хорошо проработаны и известны в отличие от ТВ. Следом за ним директор департамента развития платного телевидения «Нэт Бай Нэт Холдинга» Анастасия Киселева рассказала о том, что делает традиционный оператор платного ТВ в части аналитических систем и рекомендательных сервисов. В свою очередь руководитель проектов «Кино» и «Телепрограммы» компании Mail.ru Екатерина Староверова представила портрет типичного телезрителя, созданный на основе технологий Big Data.
Генеральный директор EPG Service Виталий Васильев выступил с рассказом о механизме разметки точного времени эфира для обеспечения корректной работы catch up. По его словам, точность работы catch up полностью зависит от точности составления телепрограммы. В завершении сессии менеджер продуктов CDNvideo Юлия Рыбакова поведала о роли нейросетей в монетизации видеоконтента.
Финальным аккордом TeleMultiMedia Forum 2019 стала сессия «Трансформация рекламных моделей: digital-инвентарь и спонсорские интеграции», партнером которой выступила телекомпания «Первый ТВЧ», а модератором – главный редактор издательства «Телеспутник» Александр Калигин.
Открыла сессию директор по маркетингу и коммуникациям GfK Rus Наталья Игнатьева, которая поделилась с аудиторией данными о том, как изменилось естественное медиаповедение потребителей, и пояснила, что это значит для рынка медиа и рекламы. Следом за ней старший менеджер по стратегическому планированию BrandScience Анастасия Бубукина представила результаты исследования особенностей потребления видеоконтента и восприятия зрителями различных видов рекламы на разных устройствах. Руководитель исследовательских проектов Deloitte Михаил Гордеев выступил с докладом, посвященным результатам исследования лояльности потребителей контента к различным видам рекламы в эпоху digital-трансформации.
Особый интерес у аудитории сессии вызвал рассказ директора по развитию рекламного продукта ivi Виктории Игнатьевой об особенностях размещения рекламы в приложении для Smart TV. В частности, у зрителей, потребляющих контент на умных телевизорах, размывается граница между ТВ- и интернет-смотрением, соответственно и реклама в приложении на Smart TV воспринимается так же, как реклама на телевидении – чем-то естественным.
Завершился форум выступлением представителя генерального цифрового партнера – руководителя направления развития бренда «Триколор» Яны Евстигнеевой. Она рассказала об уникальном и успешном опыте оператора, который в преддверии новогодних праздников в партнерстве с компанией «Базелевс» запустил уникальный pop-up-телеканал «Ёлки.ТВ». Этот шаг, помимо имиджевой составляющей, позволил стимулировать продление подписок на сервис «Триколор ТВ» в высокий предновогодний сезон.
Участники конференции отметили особую, позитивную атмосферу форума, способствовавшую погружению в актуальную повестку деловой программы, а также отлично организованный нетворкинг для налаживания бизнес-контактов и взаимодействия с участниками мероприятия.
Виктор Набутов
теле- и радиоведущий, журналист, продюсер
Павел Стешин
директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям
Триколор
Егор Яковлев
глава
Компания «Платформы и решения»
Алексей Журавлев
директор департамента по развитию бизнеса
ПАО «Вымпелком»
Оксана Волощук
руководитель подразделения по взаимодействию с партнерами РСЯ
Яндекс
Константин Анохин
коммерческий директор
Ngenix
Денис Кусков
генеральный директор
TelecomDaily
Марина Краснова
директор по продуктам «Видео» и OK Live
Одноклассники
Арсений Ашомко
директор по развитию медиапродуктов
ВКонтакте
Денис Бызов
исполнительный директор
SPB TV
Вероника Далецкая
директор интернет-департамента познавательных и развлекательных каналов
«Цифровое Телевидение» (ЦТ)
Марина Изварина
зам. директора дирекции утренних программ
Первый канал
Александр Сурков
руководитель аналитического центра
GS Group
Дмитрий Кириллов
президент
Modum Lab
Екатерина Филатова
президент
Ассоциация AVRA
Владимир Лошкарев
к.т.н., основатель и руководитель
Компания SVGA
Денис Рябцев
главный продюсер, руководитель
телеканал «Авто24»
Алексей Лисовицкий
пресс-секретарь DEUS, главный редактор Голографики
DEUS
Сергей Коробов
директор по развитию бизнеса
Qualcomm
Анна Воронцова
к.с.н., ведущий эксперт
Аналитический центр НСК
Денис Белослюдов
директор департамента специальных проектов
«Агентство 2»
Анастасия Киселева
директор департамента развития платного телевидения
Нэт Бай Нэт Холдинг
Екатерина Староверова
руководитель проекта Кино Mail.ru
Mail.ru Group
Виталий Васильев
генеральный директор
EPG Service
Юлия Рыбакова
менеджер продуктов
CDNvideo
Наталья Игнатьева
директор по маркетингу и коммуникациям
GfK Rus
Анастасия Бубукина
старший менеджер по стратегическому планированию
BrandScience (Media Direction Group)
Михаил Гордеев
руководитель исследовательских проектов
Deloitte
Виктория Игнатьева
директор по развитию рекламного продукта
ivi
Яна Евстигнеева
руководитель направления развития бренда
Триколор