30 июня 2020 года
TeleMultiMedia Forum 2020: эксперты обсудили актуальные тенденции цифровой медиасферы
30 июня TMT Conference, совместно с «Телеспутником» и ИАА TelecomDaily и провели в онлайн-формате 4-й международный «TeleMultiMedia Forum 2020: Лидеры цифровой медиасферы». Участники форума обсудили перспективы создания универсальных экосистем, вопросы трансформации рынка медиаразвлечений и роль в этих процессах онлайн-кинотеатров, операторов связи и технологических компаний. Трансляцию мероприятия посмотрело более 600 человек.
Генеральным партнером форума выступил мультиплатформенный оператор цифровой среды «Триколор». Официальный партнер мероприятия — государственный оператор спутниковой связи ФГУП «Космическая связь», партнер круглого стола — «Ростелеком». Также партнерами форума выступили оператор цифрового и спутникового ТВ – компания «НТВ-Плюс» и платформа наземной доставки телеканалов «Медиалогистика» компании MSK-IX. Мероприятие было организовано при технической поддержке компании CDNvideo.
В ходе открывающей мероприятие панельной дискуссии, посвященной цифровой медиасфере и взгляду экспертов на будущее индустрии ТВ, видеосервисов и телекоммуникаций, представители ведущих российских онлайн-кинотеатров и телеканалов рассказали о большом росте активности зрителей в период пандемии коронавируса. Модератором сессии выступил известный теле- и радиоведущий и продюсер Виктор Набутов.
По словам управляющего директора РБК ТВ Ильи Доронова, в марте вместе с ростом телесмотрения на телеканал пришла молодая аудитория. Большим спросом пользовались новости, что отражает общемировую тенденцию. Также стало очевидно, что большинство сотрудников телеканала может продуктивно работать в удаленной режиме.
«В самые напряженные дни у нас в офисе находились только шеф-редактор и телеведущий все остальные работали из дома. Но полностью перейти на удаленную работу не получится, в том числе, потому что зрители устали от интервью по Skype или Zoom и соскучились по качественной картинке», — уверен Доронов.
В области тематического ТВ ситуация с коронавирусом больше всего сказалась на спортивных телеканалах, сообщил генеральный директор «Медиа Альянс» Григорий Лавров. В ситуации отмены всех крупных спортивных событий оказалось сложно удержать прежние показатели. «Ничто не может заменить прямых эфиров и тех долей, что давал ранее “Роллан Гаррос”», — посетовал спикер, добавив, что реклама «тоже просела».
Для онлайн-кинотеатров одна из самых актуальных тем последнего времени — создание собственного контента, в том числе съемки фильмов и сериалов. После снятия всех ограничений, связанных с коронавирусом, начнется бум производства такого контента, считает генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Яна Бардинцева. По ее оценке, это произойдет в начале 2021 года. Эксперт добавила, что отечественные видеосервисы пока в начале этого пути и первые проекты, завоевавшие аудиторию в среде онлайн, начали появляться только в 2019 году.
На рынке телеком-операторов сейчас происходят изменения, связанные со снижением активности корпоративных заказчиков, отметил директор Департамента инфо-коммуникационных технологий и мультимедийных услуг ФГУП «Космическая связь» Сергей Плотников. Отвечая на вопрос о будущем спутникового телевидения и его конкуренции с ОТТ, эксперт напомнил, что сейчас во всем мире операторы связи создают универсальные экосистемы, которые способны удовлетворить потребности абонентов во всех средах доставки контента.
С этим согласился заместитель генерального директора по контентной политике оператора цифровой среды «Триколор» Николай Орлов, добавив, что в период пандемии наблюдался существенный рост спроса на услуги спутникового интернета, и он остается высоким даже после снятия ограничений. По словам спикера, в основном на это повлияли частные лица, предпочитающие жить за городом на самоизоляции.
Участники второй сессии под названием «Эволюция платформ: решения и технологии для нового медиапотребления в цифровой медиасфере» представили свое видение влияния инноваций и цифровых технологий на развитие медиапотребления.
Грядет смена парадигмы рынка развлекательного контента, взял первым слово генеральный директор компании «Платформы и решения» Егор Яковлев. На смену старым форматам будут приходить новые, предполагающие большую активность и вовлеченность со стороны зрителей. Это уже происходит сейчас, если говорить про офлайн, — это иммерсивные спектакли, в онлайне — множество сервисов эротического содержания. По словам эксперта, переход к такой модели потребует новых технологических решений, и здесь открываются большие возможности для стартапов, именно им предстоит сделать прорыв в этой области, уверен Яковлев.
Для просмотра такого иммерсивного контента в онлайне нужно добиться низкой задержки в момент его доставки по каналам связи до пользователя, отметил генеральный директор CDNvideo Ярослав Городецкий. Его выступление было посвящено современным высокоскоростным протоколам стриминга в CDN и способам снижения задержки сигнала при трансляции видеоконтента.
Будущее не только за классическими телеканалами, но и за персональными и стриминговыми телеканалами, а также за VR, отметил директор проекта «Медиалогистика» MSK-IX Григорий Кузин. Также, по его мнению, активно продолжит развиваться сегмент разовых трансляций, бум на которые наблюдался во время карантина.
По словам руководителя отдела эксплуатации и технологической экспертизы «Триколор» Евгения Михеичева, в среднесрочной перспективе произойдет возврат к концепции Second screen, когда смартфон дополняет просмотр телепрограмм. Исследования показывают, что такой способ медиапотребления на протяжении последних 5-7 лет продолжает набирать популярность, но компании пока мало его используют для создания новых сервисов, отметил представитель «Триколора».
Участники завершающего форум круглого стола «Экономика подписок: как операторы и сервис-провайдеры трансформируют свой бизнес в экосистемы» поделились своим мнением о возможности создания в России универсальных онлайн-сервисов, о роли, отведенной в них медиаконтенту, и перспективах сотрудничества с компаниями из сферы ритейла.
По мнению директора департамента цифровых продуктов «НТВ-Плюс» Константина Смирнова, несмотря на стремление многих российских компаний построить некую гигантскую онлайн-платформу, где будут предусмотрены все популярные сервисы — это невозможно. «Никогда не получится построить один единственный маркет-плейс, зайдя на который человеку больше ничего не понадобится», - отметил спикер.
Григорий Кузин в своем выступлении описал основные требования к «идеальной экосистеме». По его словам, пользователи такого сервиса должны получать единый доступ по одной подписке и посредством нескольких кликов. Также важно обеспечить разнообразие видеоконтента, пользователям должны быть одновременно доступны видео по запросу, телеканалы и различные трансляции — от концертов до спортивных игр. Он добавил, что в последнее время большинство онлайн-кинотеатров пополнили свою библиотеку контента телеканалами и стали более универсальными и привлекательными для своих клиентов.
В свою очередь заместитель генерального директора по стратегическому и операционному маркетингу «Триколор» Андрей Нестеров считает, что поставщикам контента «сам бог велел создавать экосистемы». Сейчас многие операторы и онлайн-платформы собирают данные о своих клиентах, которые в дальнейшем можно использовать для рекомендаций не только по контенту, но и по различным продуктам. Эксперт добавил, что в «Триколоре» верят в будущее больших экранов и именно вокруг них оператор будет строить свою экосистему.
Благодарим всех участников и спикеров TeleMultiMedia Forum 2020. Ждем всех на форуме в следующем году!
Виктор Набутов
теле- и радиоведущий
Николай Орлов
заместитель генерального директора по контентной политике
Триколор
Андрей Нестеров
зам. генерального директора по стратегическому и операционному маркетингу
Триколор
Антон Володькин
директор по развитию направления «Видео»
Ростелеком
Григорий Лавров
генеральный директор
Медиа Альянс
Яна Бардинцева
генеральный директор
Okko
Денис Кусков
генеральный директор
TelecomDaily
Виктор Чеканов
генеральный директор
Megogo Russia
Илья Доронов
управляющий директор
РБК ТВ
Сергей Плотников
директор Департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг
ФГУП «Космическая связь»
Егор Яковлев
генеральный директор
Платформы и решения
Константин Смирнов
директор департамента цифровых продуктов
«НТВ-Плюс»
Евгений Михеичев
руководитель отдела эксплуатации и технологической экспертизы
Триколор
Ярослав Городецкий
генеральный директор
CDNvideo
Григорий Кузин
директор проекта «Медиалогистика»
MSK-IX