ОТТ в эпоху самоизоляции: качественный скачок

23 апреля «Телеспутник» совместно с ИАА TelecomDaily провел онлайн-конференцию «ОТТ-притяжение: факторы перезагрузки на рынке онлайн-видео»: участники рынка обсудили пути развития рынка OTT, ситуацию с резким обострением конкуренции и влияние пандемии коронавируса на отрасль. Общая аудитория мероприятия составила более 500 человек, в каждой сессии число участников в среднем достигало 350 человек.
Стратегическим партнером конференции выступил мультиплатформенный оператор цифровой среды «Триколор». Генеральный партнер мероприятия — онлайн-кинотеатр ivi, платиновый партнер — оператор «Ростелеком», золотой партнер — компания Huawei. Мероприятие организовано при технической поддержке компания CDNvideo.

Открыла программу конференции сессия «Кто хочет стать миллионером: что ждет рынок онлайн-видео в России». Эксперты обсудили вопросы развития российского рынка легальных видеосервисов в условиях сложившейся ситуации с распространением коронавируса COVID-19 и всеобщей самоизоляции.

Участники онлайн-конференции сошлись во мнении, что в период карантина просмотр видеоконтента перешел в разряд первостепенных потребностей. Поэтому выручка онлайн-видеосервисов от подписок и платных просмотров, так или иначе, будет расти, а очевидные потери, скорее, стоит ожидать в сегменте рекламы.

По словам директора департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting Дмитрия Колесова, онлайн-кинотеатры по объему доходов в 2019 году заняли 61% рынка онлайн-видео, за ними следуют социальные сети, а также агрегаторы и инфосервисы . Все эти сегменты даже с учетом экономического кризиса будут продолжать стремительно развиваться, поэтому аналитики J’son не отказываются от своих прогнозов, сделанных в начале апреля этого года, подчеркнул Колесов.

В 2020 году рынок ждут онлайн-видео существенные изменения, отметил в своем докладе генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. Ситуация с коронавирусом позволила онлайн-кинотеатрам значительно расширить аудиторию, что приведет к еще большему росту, чем прогнозировалось ранее, отметил эксперт.

Более пессимистичные прогнозы относятся к сегменту видео-рекламы. «Мы уже видим, что бюджеты на том же YouTube резко снизились, — сообщил главный аналитик РАЭК Карен Казарян. — Многие блогеры сейчас говорят, что производство видео идет в минус и не окупается, что уж говорить об онлайн-кинотеатрах. С учетом других факторов, при реализации негативного сценария роста рынка ждать не стоит».

Участники второй сессии под названием «Пока все дома: как временный бесплатный доступ к контенту влияет на бизнес онлайн-видеосервисов» обсудили практики работы с абонентами в условиях карантина. Главы сервисов Megogo и Tvigle Виктор Чеканов и Евгения Петрова подтвердили, что количество пользователей за последнее время стремительно выросло. Однако в целом глобальный рынок развлечений испытывает серьезный кризис. И пока неизвестно выдержит ли это испытание рекламная модель монетизации, хорошо работавшая в 2019 году.

У ivi взрывной рост абонентской базы наблюдался особенно в первую неделю, отметил директор по стратегической аналитике онлайн-кинотеатра Иван Гринин. Сейчас, по его словам, показатели уже не такие высокие, а на смену популярным в первые недели фильмам об эпидемиях приходит более привычный контент.

По словам заместителя генерального директора по контентной политике «Триколора» Николая Орлова, кино-сериальный контент сейчас лидирует, особенно по длительному смотрению. Оператор в период карантина обеспечил бесплатный доступ к части телеканалов детского пакета, и рост аудитории в этом сегменте был очень значительный, отметил спикер.

Директор департамента интегрированных решений и бизнеса для видео компании Huawei Ван Хуасинь осветил вопрос с возросшей нагрузкой на сети операторов связи в связи с последними событиями. По его словам, в России с этой проблемой справляются гораздо лучше, чем в Европе, поэтому у отечественных онлайн-сервисов нет причин для беспокойства.

Участники сессии «Сам себе режиссер: где же взять столько уникального контента, сколько хотят OTT-сервисы» рассказали о ситуации с проектами создания оригинального контента для онлайн-видеосервисов. По мнению экспертов, уже снятых новых фильмов и сериалов рынку видеосервисов хватит на несколько ближайших месяцев, после чего проблема дефицита контента может прямо отразиться на выручке всех игроков.

Сейчас все без исключения видеосервисы стали думать о производстве новых форматов контента, который не требует больших финансовых затрат и ресурсов, отметил вице-президент по медиа МТС Игорь Мишин. Он добавил, что рынок потребления контента никогда не вернется к образцу 2019 года — во время карантина огромное число людей освоило новые для себя навыки взаимодействия с цифрой средой, и это приведет к качественному скачку для всей индустрии.

В период кризиса особенно актуально делать партнерские проекты. Сотрудничество с другими компаниями для производства контента — это наиболее комфортная для нас модель, отметил руководитель контентного направления «Ростелекома» Александр Косарим. Он добавил, что это могут быть как телеканалы, так и онлайн-площадки.
В целом участники конференции подтвердили актуальность темы трансформации рынка OTT, обсудили все основные сценарии дальнейшего развития отрасли и подтвердили тезис, что, несмотря на кризис, рынок продолжит стремительно развиваться.